П-ДИЗАЙН

Мама, я сам! Как обустроить детскую комнату по принципу Монтессори  

Согласно методике Монтессори, ребёнок должен сам определять, чем и когда ему заниматься. Для развития малышу необходима специальная среда. Воссоздать благоприятную обстановку для самостоятельного развития можно и дома. О том, как это сделать, специально для «П—Журнала» рассказали руководитель пермской Монтессори-школы «Незабудки» Ольга Баландина и Монтессори-педагог образовательного комплекса «Солнечный круг»  Светлана Рогачева.

[rara_tab_group type=”horizontal”] [rara_tab title=””]Монтессори – система воспитания и обучения детей, которую в первой половине XX века предложила итальянский педагог Мария Монтессори. Такой подход предполагает самостоятельное развитие малыша (со свободой в установленных границах и подготовленной для этого среде). Ребёнок сам выбирает себе занятия из предложенных, много взаимодействует с различными материалами и получает знания по большей части на практике, а не со слов педагога.[/rara_tab] [/rara_tab_group]

Немного детства в каждой комнате

Когда в доме ребёнок, важно, чтобы не только детская была продумана до мелочей, но и во всей квартире малышу было комфортно. Например, возле входной двери стоит поставить низкий стул, где он сможет сесть, а также место, куда он может самостоятельно повесить свою верхнюю одежду и поставить обувь. В ванной – полотенце, чтоб без участия взрослого ребёнок мог вытереть руки.

На уровне глаз ребенка стоить повесить в квартире зеркало и расчёску. В зале – полки, куда можно поставить несколько детских книг, игрушек, пазлов или игр.

Ну, а теперь – о детской комнате.

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Дерево вместо пластика

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Обучение ребёнка происходит в большей степени через естественное взаимодействие с окружающей средой, обстановкой. Поэтому на подготовку среды стоит обратить особое внимание. Важно учитывать качество и эстетичность вещей. Недорогие полки, столики и стульчики, изготовленные из дерева, а не из пластика, прививают ребёнку вкус к качеству и демонстрируют уважение к маленькому человеку. Из цветов стоит выбирать спокойные, нейтральные тона.

 

 

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Маленькому человеку – маленький стул

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Вся мебель должна быть соразмерна росту ребёнка. Стол, стул, открытые стеллажи, шкаф для одежды, крючки для бытовых нужд – всё в свободном доступе ребёнка. И мебель, и все предметы в комнате обладают свойством притягательности. Они как бы говорят ребёнку – «открой меня, возьми меня, поработай со мной». А потому должны быть эстетичны, доступны, экологичны и безопасны.

 

 

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Кровать на полу

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Методика обустройства комнаты по Монтессори предполагает спальное место на полу – на матрасе или в низкой кроватке. Расположение ближе к полу стимулирует ребёнка к познавательной активности, ведь он будет видеть, что происходит вокруг. Решившись на такой вариант детской комнаты, стоит убедиться в отсутствии сквозняков в течение всего дня, в Пермском крае температурный режим требует особого внимания.

 

 

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Пусть картины висят пониже

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Некоторые картины на стенах стоит подвесить на уровне детских глаз. Это могут быть известные произведения искусства или хорошие иллюстрации, фото и постеры.

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Игрушек бывает много

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Не следует выставлять в открытый доступ сразу много предметов, чтоб не было ощущения перегруза пространства. Лучше менять книги и игрушки, убирая те, которые ребёнок долгое время не использует. Достаточно делать один раз в месяц на основе наблюдений за ребёнком: что он использует, что нет, что ему уже не интересно в силу возрастного развития. Обязательно оставляйте его любимые вещи.

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Уборка – увлекательное занятие

[rara_divider color=”#CCCCCC” style=”solid” thickness=”1px” width=”75%” mar_top=”20px” mar_bot=”20px”]

Предметы для ухода за окружающей средой – то, что нужно маленькому непоседе. Пусть в комнате будут специальные наборы предметов для подметания стола, пола, тряпочки и щёточки. Дети очень любят такую работу. Зачем же лишать ребёнка радости труда и созидания?

Вот список мебели и вещей, которые должны быть в детской комнате, обустроенной по системе Монтессори.

  1. Низкая кроватка, с которой малыш сможет слезать сам, или матрас.
  2. Напольное зеркало.
  3. Сенсорные коврики или дорожки.
  4. Низкие полочки, на которые вы будете класть игрушки ребёнка.
  5. Маленькие столик и два стульчика по росту ребёнка.
  6. Защита на розетках, на шкафчиках с вещами, которые ребёнок не должен брать (лучше не иметь таких в комнате ребёнка, но если у ребёнка свой уголок в большой комнате, то все взрослые шкафчики должны быть заперты).
  7. Небольшая скамеечка, которую ребёнок сможет переносить, когда немного подрастёт, чтобы доставать до раковины, стола и так далее.
  8. Вешалка с полочками, расположенными так, чтобы ребёнок мог видеть одежду и легко до неё дотянуться.
  9. Материалы для развития движения: подушки, маты, дорожки и лесенки, перекладина, за которую ребёнок сможет держаться, когда начнёт учиться вставать.
  10. Тряпочка, чтобы малыш мог сам вытирать, если он что-то запачкает или прольёт.
  11. Стена или стенд, на которые ребёнок сможет вешать свои рисунки и поделки.
  12. Когда ребёнок немножко подрастёт, очень хорошо, если на его столе будут находиться растения в горшках или срезанные цветы.
  13. Тарелочка с фруктами, которые малыш сможет сам почистить и съесть, когда ему захочется.
  14. Маленький кувшин и стакан, чтобы ребёнок мог сам наливать себе воду.

 

Комната – среда, формирующая личность. Детская комната по технологии Марии Монтессори, по мнению экспертов, поможет развить самостоятельность и ответственность в маленьком человеке с самого детства.

 

 

 

Полезное видео

Как подготовить пластиковые окна к зиме?


Подписка на П–Журнал

Отправляем раз в неделю
* = поле обязательно