В Перми до 5% потерявшихся детей находят погибшими, еще 10% считаются пропавшими без вести. Наши сыновья и дочери знают, как вести себя во время техногенной катастрофы, но не имеют понятия, что делать, если на улице подошел незнакомый человек. Как уберечь школьника? Как узнать, где ребенок, но при этом не надоедать ему звонками? Можно ли контролировать его местонахождение все 24 часа? «П–Журналу» на эти вопросы ответила основатель Академии детской безопасности Светлана Неволина.

Справка:

Светлана Неволина

Администратор и координатор поисково-спасательного отряда «Поиск пропавших детей — Пермь и Пермский край» с 2011 года. Основала в Перми Академию детской безопасности в 2016 году.

 

 

Спасут ли уроки ОБЖ?

Все родители надеются, что с их ребенком беды точно не произойдет. Они говорят с ними об опасностях на улице, в школах, периодически проходят уроки ОБЖ. Они проводятся не во всех классах (с чем это связано я не знаю, но предполагаю, что просто нет специалистов и времени). К тому же современная программа ОБЖ далека от идеала.

ОБЖ – это очень глобальный подход к вопросам безопасности и касается государства или даже всего человечества в целом. Скажем так – для реальной жизни уроки ОБЖ не очень подходят. Скорее ребенок столкнется с опасностью по дороге из школы домой, нежели ему придется выживать во время техногенной катастрофы.

В программе ОБЖ нет и половины необходимых знаний для выживания в современной среде. Нам важна безопасность именно здесь и сейчас – в соцсетях, около киоска, по дороге домой.

«На уроках учимся кричать»

Благодаря соцсетям и СМИ люди стали чаще слышать о проблеме пропавших детей и знают, куда надо обращаться. К нам в ПСО чуть ли не каждый день приходят заявки о том, кто что-то пропал.

По данным ПСО «Поиск пропавших детей», погибшими находят примерно 2-5% (в год) всех детей, а без вести пропавшими считаются 10%.

В тех случаях, когда детей намеренно похищают, очень важно, как ведет себя ребенок. Два года назад мы решили сделать свою Академию безопасности, где рассказываем детям, что делать в экстренных ситуациях.

На уроках обычно используем методику «эмоционального диалога»: учимся громко кричать и оказывать сопротивление преступнику. Именно крик и умение постоять за себя помогают ребенку остаться живым и его не парализует от страха.

Мы подробно разбираем каждую гипотетическую ситуацию, где ребенок может пострадать на улице. Это позволяет представить себя на месте находящихся в эпицентре бедствия, почувствовать чужую боль. Тогда у человека формируется представление о безопасности практически на подсознательном уровне.

Мои собственные дети помогают мне готовиться к урокам, мы проговариваем все важные моменты. Так они и сами учатся безопасности.

Поисковые гаджеты

На рынке уже давно появились GPS-часы, которые позволяют поддерживать с ребенком постоянный контакт. С помощью часов можно созвониться с вашим чадом, видеть пройденный за день путь и даже прослушивать окружение.

Насчет последнего пункта сейчас возникает много споров. Во-первых, функция «прослушки» в РФ незаконна: такие средства считаются шпионскими и за приобретение можно попасть под суд. Но закон не касается лицензированных и сертифицированных часов. О сертификации продукта можно узнать у продавца.

Стоимость устройства – от двух тысяч рублей и выше. Все зависит от функционала и бонусов в виде видеокамеры или сенсорного экрана.

Во-вторых, вопрос в том, насколько это этично, следить за своим ребенком.

Я считаю, что пока ребенок маленький, в вопросах безопасности не может быть компромисса и такой контроль никак не может ущемлять права.

Сколько нужно видеокамер?

Я знаю, что таксист, похитивший пермскую девочку в 2017 году, позже сообщил, что если бы он знал о камерах, то не стал бы совершать преступление.

В нашем городе камер явно недостаточно. Если обратиться в ГИБДД, то видно, что установлено около 150 камер. Причем некоторые из них не работают, а качество съемки порой оставляет желать лучшего.

Камеры нужны на перекрестках, в районе школ и детских садов, не только на самой территории, но и за забором. Детские площадки обязательно должны быть под видеонаблюдением.

Читайте также
Что пермяки видят через дверной глазок и почему ставят видеонаблюдение?

Родительский совет от Светланы Неволиной
Заботиться нужно так, чтобы ребенок не чувствовал психологического давления. Достаточно договориться с ребенком: к примеру о том, что он будет вам звонить после уроков, что он сейчас идет домой и что он дошел до дома. И во всех случаях держать родителей в курсе, что «вышел из пункта А и дошел до пункта Б». Умные часы также не «напрягают» ребенка, и родители всегда видят, где он находится.

Почему дети не понимают с первого раза? Мнение психолога.

В июле этого года в Серпухове произошла трагедия: прямо с детской площадки мужчина увел пятилетнюю девочку, которую позже нашли мертвой. По следам ЧП журналисты провели эксперимент: с согласия родителей они попробовали уговорить несколько детей уйти с площадки (хотя детям родители наказывали остаться). В итоге только один ребенок не ушел с незнакомым человеком. А родители за кадром говорят — мол, говорим не уходить с незнакомыми каждый день.

Этот эксперимент подтвердил страшные опасения родителей – дети не понимают с первого раза. «П–Журнал» решил узнать у психолога, почему так происходит и как с этим бороться.

Анастасия Леонтьева, руководитель Академии детской безопасности «Умка», педагог, психолог:

Детям доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче. К тому же у него не развита кратковременная память и страдает концентрация внимания. Все эти психофизиологические особенности детского возраста, приводят к необходимости повторения одного и того же много раз.

С ребенком нужно говорить простыми словами, короткими предложениями. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Ребенок живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна.

Самая удачная, мягкая форма усвоения правил безопасности – это игра или сказка, где несчастье происходит с любимым героем малыша. Вместе с ребенком порассуждайте: как в такой ситуации нужно вести себя герою?

10 правила безопасного поведения от Светланы Неволиной:

  1. Учите ребенка кричать громко и пронзительно, тренируйте этот навык регулярно. Каждый злоумышленник очень боится быть замеченным на месте преступления – учим детей кричать для того, чтобы привлечь внимание окружающих. Невозможно утверждать со 100%-ой вероятностью, всегда существуют исключения, но как показывает наша практика и опыт, похититель отпускает тех детей, которые оказали сопротивление, так как для него это неожиданно. Так, оренбургский маньяк не смог похитить двух девочек-второклашек, которые закричали и стали вырываться, а мальчик из Краснокамска не смог себя защитить, так как его просто парализовало от страха. Навык крика надо тренировать для того, чтобы в опасной ситуации ребенок уже на подсознательном уровне смог закричать.
  2. Надо, чтобы малыш четко понимал, кто такие «свои», а кто «чужие».
  3. Заведите тайный пароль, который не позволит увести вашего ребенка под предлогом «твоя мама велела тебя забрать».
  4. Научите ребенка вырываться, кусаться, лягаться, если его схватили. Не бояться проявить физическое сопротивление. Для выработки этого навыка полезно отдать ребенка в секцию, где учат самообороне.
  5. Научите ребенка говорить «нет»: – регулярно тренируйтесь вместе с ребенком повторять «НЕТ! НЕТ! НЕТ!». Можно проигрывать с ребенком различные ситуации, приводить реальные примеры и показывать, что если бы ребенок, с которым случилось несчастье, сказал бы «НЕТ!», то с ним бы ничего не случилось. Объясните, что никто не имеет права дотрагиваться до него (обнимать, гладить), кроме самых близких людей. Тело ребенка принадлежит только ему.
  6. Введите в своей семье привычку постоянно созваниваться и контролировать перемещение ребенка из пункта А в пункт Б. Контролировать ребенка надо до его совершеннолетия, просто делать это ненавязчиво и не напрягая. Не нужно звонить каждые 15 минут, но необходимо объяснить, что если он куда-то пойдет или изменятся его планы (задержали на уроке или хочет немного погулять в школьном дворе), то он должен сообщить об этом родителям. Лучший вариант – умные часы: ребенок спокойно занимается своими делами, а родители всегда видят, где он находится. Сложно найти золотую середину и не превратить заботу в чрезмерный контроль – надо пробовать и искать подходящий именно для вашей семьи вариант взаимодействия. Даже у взрослых людей принято в семье созваниваться и сообщать, где находитесь, когда ждать.
  7. Телефон или другой гаджет для связи с ребенком всегда должен быть заряжен.
  8. Нельзя заходить в подъезд/лифт с незнакомыми/малознакомыми людьми, а также с сомнительными соседями.
  9. Научите ребенка обходить автомобили, перекрывающие дорогу, а также не проходить мимо автомобилей с открытыми дверями и багажником.
  10. Показывайте ребенку все это на собственном примере. Если вы сами не соблюдаете данные правила, то вы не сможете донести важность их соблюдения.


Понравилась статья? Поделитесь ей в Вконтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Твиттере или отправьте в Вайбере, Ватсаппе или Телеграмме

Похожие статьи