Наша жизнь диктует свои правила, по которым в большинстве случаев современным родителям приходится работать, а оставлять детей не с кем. Малышам этого, естественно, не понять, поэтому иногда родители вынуждены всеми способами заманить ребенка в его первую школу. Нужно ли это делать, если он уперся ножками, или найти другой выход? Читайте в материале «П–Журнала», что об этом думают родитель, психолог и воспитатель.

Три причины плохой адаптации: комментирует Ольга Комарова

Ольга Комарова
руководитель детского театра, мама двоих детей, выпускница Института психологии ПГГПУ 

 

 

1 Ребенок физически не готов идти в детский сад. Если он спит меньше 9 часов ночью, с утра его сложно оторвать от подушки. Он не хочет никуда идти, тем более в новое место. Также ребенок может чувствовать недомогание — взрослым кажется, что он капризничает, а он заболел, но еще не подскочила температура и не появились другие симптомы.

2 Сформировавшиеся привычки. Если ребенок жил три года под боком у родителей и у него был узкий круг общения, он не захочет менять обстановку. В детском саду — незнакомые воспитатели и много детей. Любое изменение обстоятельств — стресс и к этому нужно отнестись с пониманием.

3 Ребенку не нравится в детском саду. Возможно, его не устраивает распорядок дня, правила поведения, отношение воспитателей или детей.

Читайте также: Чего не хватает Перми для прогулки с детской коляской

Екатерина Абрамович
бывший воспитатель детского сада

— Труднее всего адаптируются дети до четырех лет. Привыкание сказывается на сне, аппетите, сопровождается болезнями. Ребенок становится подавлен, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Проблема усугубляется тем, что в группу приходят сразу несколько новичков. Это создает трудности воспитателю, который должен уделить внимание всем детям и организовать интересную совместную деятельность.

Кстати
В 2018 году в Перми работает 140 муниципальных детских садов и 189 частных (из них большая часть — группы дневного пребывания). Место могут дать не в своем районе. Родители решают эти проблемы самостоятельно — меняются местами. Находят друг друга в группах в «Вконтакте» или на форуме «Терон».

Как это бывает

Зачастую нежелание идти в садик появляется не сразу. Герой «П—Журнала» Василий был удивлен, когда его ребенок сначала просился в группу, а потом поменял мнение по этому вопросу.

Василий Сабиров
отец Майи, 3 года

— Майя долго ждала садика и говорила только о нём. Мы готовили её, заранее создавая позитивный образ садика в её голове: там можно играть, там детишки! После первого дня Майя тоже была в восторге. Зато, видимо, потом, во второй день, нахлынуло понимание — я без родителей с утра до вечера. Еще ее кто-то толкнул.

Месяц после этого она ходила только на полдня — ожидание садика вечером или утром по-прежнему вызывало у неё тревогу. Она еще с вечера спрашивала, заберут ли её после обеда, и этот же вопрос — первое, что мы слышим с утра перед «доброе утро». Её, видимо, тревожит перспектива спать в садике. Что угодно, но не спать. В один из первых дней вообще устроила истерику, нам звонила воспитательница, пришлось забрать. Затем было несколько дней, когда она после обеда просто садилась на лавочку напротив двери и плакала в ожидании.

Папа с дочкой

Через месяц это прошло. Когда забираем её, она уже к этому готова, но находится в группе с детьми. Наша реакция на майино поведение вежливо-жёсткая: да, мы тебя понимаем, мы тебя конечно заберём после обеда, но в садик ты все равно пойдешь.

Читайте также: Папа жжёт. 10 блюд, которые пермские шефы готовят своим детям

Что могут сделать воспитатели

Воспитатель Екатерина Абрамович предлагает организовать совместную прогулку мамы или папы с ребенком на детской площадке, когда там играют другие дети, познакомить с воспитателем, поиграть в совместную игру. Главное – заинтересовать малыша, вызвать желание прийти снова, предупредить страх.

Легче перенести разлуку с родителями поможет любимая игрушка, с которой ребенок ест, спит, гуляет, делит радость и грусть.

Олеся Елисеева
бывший воспитатель детского сада

— На моей практике был единственный случай, когда воспитатель не смог помочь адаптации ребенка: девочка начинала истерику сразу после ухода мамы и не прекращала ее. Консультации психолога также не помогли, и мама выбрала забрать ребенка из сада.

Все эксперты считают, что работа воспитателя должна начинаться еще до учебного года. Нужно проводить родительское собрание в августе и рассказывать об особенностях адаптации. Только некоторые родители готовятся к подобным проблемам, остальным нужна помощь.

Читайте также: Дети сами разберутся. Исповедь пермского учителя

Что могут сделать родители

Подготовка к детскому саду должна проходить не за два дня до 1 сентября.

Светлана Куликова
преподаватель специальности «Дошкольное образование» колледжа «Оникс»

— Нужно не только разговаривать об изменениях в жизни ребенка, но и формировать новые привычки: отучить от пустышки, подгузников, научить правилам самообслуживания. Ребенку будет легче привыкнуть к новому, если родители сами не будут нервничать, не бояться детского сада и не пугать им ребенка.

Екатерина Абрамович рекомендует родителям научить ребенка оставаться без них на несколько часов в комнате. И в детском саду не исчезать сразу, а придумать ритуал прощания. Если это плохо срабатывает, можно подключать воспитателя: пускай он звонит родителям, передает им небольшие послания от детей — так они быстрее успокаиваются.

Ольга Комарова
руководитель детского театра, мама двоих детей, выпускница Института психологии ПГГПУ 

— В первые недели родители должны идти на уступки ребенку — позволять прогулять или предупредить воспитателей и прийти к 11 утра. Не нужно давить на ребенка — нужно помогать ему. Для этого достаточно даже разговоров: каждый день нужно обсуждать события, случившиеся в группе, задавать вопросы, внимательно слушать ответы ребенка. Если ребенок рассказывает о трудностях, нужно общаться с воспитателями и родителями других детей. Воспитатель сможет рассказать о неприятных ситуациях со своей стороны, а родители одногруппников — о том, не случается ли такие же беды с их детьми.

Читайте также: Моя прекрасная няня. Сколько в Перми стоят услуги «Мэри Поппинс»?

Можно ли обойтись без детского сада?

Вести ребенка в детский сад без особой потребности не стоит, считает воспитатель Екатерина Абрамович.

Если родители могут сидеть дома и после двух-трех лет, то нужно ждать, когда ребенку станет интересней со сверстниками, чем с мамой.

Такой момент наступает у каждого индивидуально. Есть дети, которые не нуждаются в постоянном пребывании со сверстниками, им хватает кружков и секций несколько раз в неделю.

Сергей Галиуллин



Понравилась статья? Поделитесь ей в Вконтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, Твиттере или отправьте в Вайбере, Ватсаппе или Телеграмме

Похожие статьи